|
BellyDanceStars.ru Форум ценителей Восточного танца
|
|
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Leonid Ignatenkov Почетный автор
Зарегистрирован: 10.01.2008 Сообщения: 875 Откуда: Москва
|
Добавлено: Сб Апр 10, 2010 2:58 am Заголовок сообщения: Татьяна Эшта |
|
|
Татьяна Эшта - известный в Украине преподаватель БД, авторитетный судья многих фестивалей, организатор великолепных концертов и мастер-классов. Основатель и руководитель студии восточного танца "Эшта" в Одессе уже 8 лет, хореограф-постановщик; с 1987 по 1990 гг. жила и работала в Египте (Александрия).
Неоднократно принимала участие в фестивалях Найл -Групп. Провела два Открытых всеукраинских форума профессионалов и любителей восточного танца. Свободное владение арабским языком, египетская подача танца, большой преподавательский опыт, знание конкурсных требований изнутри, потрясающее чувство стиля, позволяют ей создавать выразительные постановки в песенном жанре - от ориенталя до фолка. Ее МК всегда сопровождаются интересным и познавательным теоретическим материалом.
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Leonid Ignatenkov Почетный автор
Зарегистрирован: 10.01.2008 Сообщения: 875 Откуда: Москва
|
Добавлено: Сб Апр 10, 2010 3:07 am Заголовок сообщения: |
|
|
Татьяна Эшта: «Восточный танец – он такой, какой есть, а все остальное вариации на тему…»
Беседу вела: Наталия Гурьева
О, Одесса, жемчужина у моря…Мягкий солнечный климат, умиротворяющий шепот морских волн, приятные ассоциации с отдыхом и свободой. Здесь особенные люди, всегда улыбающиеся. Наверное, потому что умеют радоваться жизни, не взирая ни на что и вопреки всем. Здесь особенные танцы. В них истинный ни с чем несравнимый аромат Востока, пьянящая томность во взгляде и беззаботная игривость в движениях. Здесь танцу не учат. Здесь им живут. Наверное, поэтому Одесса подарила отечественному беллидансу много известных имен…
Моя любознательность не смогла упустить возможность пообщаться с яркой представительницей одесской школы восточного танца – Татьяной Коняевой (Эштой) – преподавателем, руководителем студии восточного танца «Эшта», организатором Всеукраинского форума профессионалов и любителей восточного танца. Татьяна частый гость различных конкурсов и фестивалей. Ее приглашают как в качестве танцовщицы, педагога для проведения мастер-классов, так и судьи. Ее популярность давно преодолела границы нашей страны.
Чем живут, о чем мечтают и что танцуют в славном городе Одесса – об этом и не только наша беседа с Татьяной Эштой.
Татьяна, расскажите о себе. Давно вы с танцем неразлучны?
И почему из всех танцевальных направлений вас увлек именно восточный танец?
Ну, если по большому и пребольшому счету, то с танцем я не расставалась практически никогда, т.к. в раннем детстве самой первой моей мечтой было - стать балериной, в крайнем случае, фигуристкой. Но я была очень высокой для своего возраста, и поэтому меня в хореографическую школу не взяли, а ледовый каток в Одессе открылся намного позже - когда мне было уже лет 15-16.
Альтернативой послужила художественная гимнастика. Никаких больших высот в этом смысле я не достигла. Но полученная там хореографическая закалка осталась со мной навсегда и очень помогала мне в дальнейшем, когда потом, по окончании школы, я несколько лет играла в народном театре и параллельно бегала «постоять у станка» в танцевальный коллектив «Катюша», и когда жизнь предоставила возможность стать тренером по шейпингу и аэробике. И теперь это, естественно, помогает.
Восточный танец не увлек, а точнее было бы сказать, меня в него вовлекли. Было это так… В начале декабря 2000 г. я пришла работать в центр красоты и здоровья «Норма+». Фитнес-директором центра Валентиной Стецовской мне было поручено продумать и воплотить в жизнь новое женственное направление. Задание ставилось очень серьезное. Для раздумий дали две недели, сразу определили время в расписании и назначили первый день занятий. В процессе обсуждения новой темы пришлось признаться, что три года (1987 - 1990 гг) я жила в Египте, в Александрии. Непосредственно танцами там не занималась, но приличное представление о восточной танцевальной и музыкальной культуре, знание арабского языка, а также с детства приобретенный танцевально-гимнастический опыт определили суть будущего вида оздоровительного направления для женщин.
Вы жили в Египте? Не могу не спросить вас об этом периоде вашей жизни. Если не секрет, как вы там оказались? Наверняка, за три года вам удалось постичь тайны египетской культуры, да и жизни в целом, во многих аспектах? Какие остались впечатления?
Оказалась там очень просто – полюбила египтянина, вышла замуж и поехала к мужу. Мне очень повезло, что я попала в афрАнги семью, т.е. довольно продвинутую, интеллигентную, не очень отягощенную религиозными условностями. Поэтому мне не трудно было влиться в египетскую жизнь. Вернее, меня очень поддерживали сестры мужа, одна из которых получила высшее образование в Москве, а, значит, говорила по-русски. Свекровь, которая приняла меня как мать, помогала во всем, учила языку. О высокой человеческой культуре этих людей говорит и то, что, несмотря на развод с мужем, с его семьей да и с ним самим у меня сохранились очень хорошие отношения. Когда я приезжаю в Александрию, то останавливаюсь у мамы Фаузии и провожу прекрасное время в обществе сестер и их семей.
Мое египетское замужество - период в жизни, о котором я совсем не жалею: я стооолько узнала, многому научилась, приобрела бесценный опыт, понимание. Да, я не танцевала тогда, но когда судьба принесла в мою жизнь восточный танец, имена Ом Кальсум, Абд-эль-Халим Хафез, Мохаммед Абд-эль-Уахэб и многие другие не были для меня новостью, и мне легче других было определить истинность той или иной информации. И знание языка, несомненно, очень помогает.
Счастливая возможность превратилась для вас в приятную закономерность, которую вы сумели воплотить в центре «Норма+». Ведь именно там вы начали преподавать восточный танец? Расскажите об этом подробнее.
Да, 12 декабря 2000 года в 20.00 состоялся мой первый урок восточного танца. Как же трудно в то время было его подготовить! В Одессе восточной музыки никакой: Таркан – за счастье! Запас движений небольшой. В основном - волны, восьмерки, удары бедрами, руки «змейкой» и «крыльями», простые проходки. В общем - стандартный набор дилетантских представлений о востоке. С этого начинали практически все, кому не встретился в начале пути настоящий мастер или педагог танца живота, а такого тогда у нас просто не было. Но, так или иначе, это занятие оказалось чуть ли не самым первым не то что в Одессе, а, возможно, и в Украине. Интуиция Валентины Владимировны уловила надвигающуюся популярность восточного танца в нашей стране, и я благодарна ей за эту идею. Мы считаем ее матерью-прародительницей нашей студии.
С первых же дней занятий сформировалась группа постоянных почитателей нового направления, и уже весной 2001 года на фестивале танцевальной аэробики был показан первый танец в восточном стиле в разделе показательных выступлений.
Конечно, сейчас, спустя 8 лет, я смотрю старые записи с улыбкой… Мы много узнали, многому научились и достигли немало с тех пор. Мастер-классы известных мастеров ТЖ из России и Египта, участие в различных фестивалях, успешные выступлениях на конкурсах, организация концертов, общение с единомышленниками продвинули нас от начального уровня намного вперед.
Вскоре возникла необходимость в открытии еще одной группы, так как уже невозможно было смешивать тех, кто только пришел с теми, кто занимается уже несколько месяцев и хочет расти в освоении восточной хореографии. А потом продвинутые разделились на тех, кто хочет танцевать профессионально, и тех, кто делает это, как говорят, для себя – для души и тела. Спустя два года танцующие мамы стали приводить своих дочек, а дочки – своих подружек, и была создана детская группа, которую возглавила Лена Николенко, моя ученица с первых дней, дипломированный педагог – учитель младших классов, детский психолог, и просто – пытливый, трудолюбивый и целеустремленный человек.
К 2003 году от одной группы мы выросли до 4-х взрослых классов -новички, продолжающие, любители и интенсив, и 1-го детского класса. Возникла необходимость обозначить образовавшуюся структуру специальным восточным именем, которое говорило бы о специфике занятий. Этим именем стало арабское слово «эшта», которое в прямом своем значении переводится «сливки», а в переносном – красавица, так как на востоке мужчины вслед красивой женщине говорят «эшта», т.е. вкусная как сливки, подобно тому, как на Кавказе говорят «пэрсик»!
Таким образом, восток вытеснил из моей жизни все остальное.
Сегодня ваше имя широко известно в мире беллиданса. Вы – успешны и востребованы. Всегда ли удачно складывалась ваша карьера? С какими трудностями пришлось столкнуться?
Сама по себе карьера складывалась нормально: везде, где только возможно, я училась, учила своих учениц. Получила второе образование специалиста по реабилитации. Мы принимали участие в фестивалях, концертах, где налаживались контакты, дружеские отношения с коллегами-единомышленниками, искала не частые тогда МК, иногда ехала за ними в другие города Украины, в Москву, а потом и в Египет. К сожалению, сейчас большинство молодых преподавателей не проявляют такого рвения. Не знаю почему. Хотя в наше время стооолько возможностей! Но… сейчас не об этом…
Главной трудностью в какой-то момент оказалось здоровье. В 2006 году в течение полугода мне пришлось перенести три операции на ноге. Что такое ноги для танцора, я думаю, не нужно рассказывать, тем более, что в результате этого у меня удалили одну часть левого квадрицепса, т.е., по идее, я не должна была бы сейчас не то что танцевать, но и ходить нормально. Но Бог, видимо проведя меня через такое тяжелое испытание, все-таки решил помиловать, за что я не перестаю и не устаю его благодарить. Это я честно сейчас говорю, искренне… И то, что я сейчас живу, хожу не хромая, могу даже танцевать видимо является доказательством того, что я занимаюсь все-таки Богоугодным делом… Наверняка не сам танец, а то, что я могу дать людям его посредством… Что и делаю с огромным удовольствием.
Татьяна, на ваш взгляд, человека прошедшего через определенные испытания, что самого ценного для себя может обрести любая женщина посредством восточного танца?
Я задумывалась о популярности ТЖ не только у нас, но и в мире вообще и пришла к следующим выводам.
Во-первых, известно, что жизнь без впечатлений скучна, и любое увлечение, не только восточным танцем, добавляет в нее красок. Но в случае с ТЖ – их много, они яркие и чисто женские.
Во-вторых – недостаток любви в мире и у нас в частности. К сожалению, в современном мире у женщины не всегда бывает возможность выразить себя и свои эмоции - понять и увидеть, что она красива, обрести уверенность в себе, расправить понурые от серой повседневности плечи, раскинуть руки вширь, открыто улыбнуться и показать, как же она любит или может любить… Не обязательно мужчину, а мир вообще, жизнь, людей… Ведь радовать очень приятно.
Я уже не говорю о чисто физических достижениях в плане самочувствия. Ну и то, что при занятиях ТЖ не требуется партнер, как, например, в бальных, а ведь не всегда удается уговорить мужчину заниматься танцами.
Я думаю, каждый находит свое. Я помню, у меня занималась одна женщина. Как-то при встрече ее муж сказал мне, что поначалу был недоволен тем, что жена уходит вечерами из дому на восточные танцы. Но потом заметил, в каком чудесном настроении она возвращается после занятий: она так сияла и улыбалась, что мужчину невольно охватывало чувство радости, и он сказал мне: «Пусть занимается, у нас в доме стало лучше и спокойнее».
Исходя из ваших более глубоких знаний о восточной танцевальной и музыкальной культуре, танец по-египетски, сильно отличается от танца по-украински? В чем преимущества и недостатки отечественного восточного танца?
Как правило, любое иностранное исполнение всегда в той или иной степени отличается от египетского. От многих мастеров в Египте на фестивале Найл Групп я слышала комплименты в адрес украинок. Они отмечали душевность и искренность наших девушек при исполнении восточного танца. Но туда ездит определенная часть украинского БД, которая очень любит именно египетскую манеру исполнения.
О недостатках говорить не буду - очень не люблю обобщать, тем более в негативном ключе. Как это можно сказать: в украинском БД то и то плохо?.. Лучше я, как и прежде буду делать то, что считаю полезным: изучать, анализировать, делится знаниями, а жизнь все расставит на свои места.
Вот я и хотела, чтоб вы хоть немножко поделились своим видением и знаниями в области БД в этом интервью. Хотелось бы, чтобы восточный танец занял достойное место среди других танцевальных направлений. К сожалению, обычный зритель все еще ассоциирует ТЖ, как нечто родственное стриптизу. То ли из-за костюмов, то ли из-за откровенно-эротической подачи молодыми танцовщицами. На ваш взгляд, возможно ли поднять культурно-эстетический уровень отечественного БД? Каким образом?
Я считаю, что он уже занял свое достойное место среди танцевальных увлечений в нашей стране, ведь у нас в каждый уикенд по 2-3 фестиваля с конкурсом и мастер-классами в разных городах Украины!
И со стриптизом сейчас реже соотносят. Это было актуальным и очень нас обижало еще 3-4 года назад, хотя какой смысл обижаться на то, что человеку совершенно неизвестно, и построено на догадках и предположениях? Культура подачи и культура восприятия – очень взаимосвязанные понятия, вернее, одна порождает другую. Рассказывать бесполезно – лучше просто показать. И тогда я стала организовывать вечеринки и большие концерты. После первого «Восточного экспресса» ко мне подошла женщина и восхищенно сказала: «Боже мой! Какая красота! И ничего ж общего со стриптизом! Спасибо вам!» Я поняла, что цель была достигнута.
Часто наши танцовщицы сознательно отказываются от египетского классического стиля, аргументируя тем, что для нашего зрителя он скучен и не столь ярок. Поэтому большее предпочтение отдают российской адаптации, насыщая танец разнообразными хореографическими фишками. На ваш взгляд, опасна ли потеря аутентичности в танце? Чем грозит такой подход для развития восточного танцевального направления? Или это, наоборот, будет способствовать созданию чего-то нового, например, украинской манере восточного танца?
Я сказала бы, что украинский БД условно можно разделить на три направления: первое – стремящиеся к египетской манере, второе – стремящиеся к русской «Лиговской», третье – к русской «ОРТОвской». Что ж… Те, кто стремится к египетскому направлению и будут стараться сохранять аутентичность. Но я считаю, что все эти направления имеют право на существование. Любой человек вправе заниматься тем, что ему нравится и ближе – ведь люди разные по темпераменту, душевному настроению и внутренней культуре.
В России уже на конкурсах делят манеры в разные номинации. И это очень хорошо, т.к. тогда при судействе не нужно сравнивать несравнимое, т. е. египетскую мелкую технику с русским хореографическим размахом. Наверно, и у нас скоро придется так сделать, потому что поклонники разных направлений иногда пересекаются на больших фестивалях и конкурсах, и определение победителя, зачастую, зависит от соотношения почитателей того или другого в судейской бригаде. А это не всегда справедливо, т.к. среди тех, кто не занял призового места, бывают те, кто танцуют не хуже победителя - просто по-другому.
А что касается украинской манеры… Наверно, она уже есть, раз египтяне нас все-таки, как показала практика, отличают. Национальный характер так или иначе существует, что обусловлено многими объективными факторами, и, что тут ни говори, хохлы и кацапы – не одно и то же, и эти этнические личностные особенности, конечно же, не могут не проявиться в танце.
Я думаю, что слово «новый» некорректно применять ни к какой манере. Восточный танец – он такой, какой есть, а все остальное вариации на тему… Не думаю, что украинки могут или вправе вносить какие-то новшества в восточный танец. Ну… возможно только свою красоту.
Ну, уж если мы говорим о манере исполнения БД, то какую предпочитаете вы, Татьяна, как танцовщица? А как педагог? Знакомите ли вы своих учениц с существующими вариациями на тему БД, ведь каждой из них присущи определенные отличительные фишки? Или в вашей школе есть своя собственная «изюминка»?
Разве мои предпочтения не очевидны? Конечно же, египетская… Но как педагог я себе не позволяю давить на учениц, т.е. несомненно со мной те, кому тоже нравится «египет», но я стараюсь учитывать их личные особенности и возможности, смотрю в какой манере или в каком стиле та или иная чувствует себя свободней, выигрышней. Мы стараемся изучать все – постановки и египетских мастеров, и российских, и украинских и сами ставим, т. е. я и Лена Амархан (Николенко)… Я уже о ней говорила. И, естественно, присматриваюсь к фишкам, могу использовать, если, конечно, они находятся в русле египетской подачи танца.
Это не значит, что не должно быть хореографичности, вернее балетности – она не чужда и египтянам, просто все должно быть в меру: саиди не превращать в польку-бабочку, что часто у нас случается, халиджи - в эквилибристику волосами, а ракс-шарки - в партию из балета «Баядерка». Хотя такие номинации как шоу-БД, фьюжн, табла-соло дают возможность развернуться и «выйти из берегов» любому. Почему нет? Главное, чтобы была целостность образа – музыка, хореография, соответствие манеры выбранному стилю, артистизм, костюм делали бы исполнение танца внятным и душевным. Я к этому очень серьезно отношусь.
Не знаю, что сказать об «изюминке»…
Я думаю, мне не дает покоя мое театральное прошлое, и поэтому созданию образа, его подаче я уделяю самое большое внимание. Можно сказать, что работаем прям по системе Станиславского… Практика доказала не раз, что артистично с настроением исполненный не очень сложный танец побеждал качественно выполненную сложную технику с приклеенной улыбкой.
Фарида Фахми говорит, что танцовщица, прежде всего, должна радовать глаз зрителя, т.е. не перегружать восприятие, а дать присутствующим возможность любоваться ее красотой и сопереживать расслабленно, будь то история о счастливой или несчастной любви. Сами знаете – на востоке это главная тема. Я, например, сама устаю и напрягаюсь от многоволосых метаний, вращений и беготни по площадке – не вериться им почему-то.
Тема фестивалей и конкурсов необычайно полезна и интересна для наших читательниц. На ваш взгляд, почему ожидания участниц от того или иного конкурса не всегда оправдываются? Как правило, находятся виноватые – то судьи, то сами организаторы? В чем основная причина в отсутствии взаимопонимания?
Ох… Стооолько об этом говорено-переговорено, а толку мало. Я думаю, это вечная и бесконечная тема. Могу сказать, что иногда и с результатами конкурса на фестивале Найл групп не все согласны, а ведь там судят супермастера, носители культуры.
Но знаю определенно, что судьи как правило открыты для общения, и кто хочет разобраться и понять почему не занял того места, на которое рассчитывал, тот подходит и спрашивает. К сожалению, таких не очень много…
Многое еще зависит от преподавателя, от того как он настраивает своих учеников. Не стоит ставить нереальных целей. Я перед каждым конкурсом обсуждаю со своими девочками задачи предстоящего участия в турнире, иногда могу объяснить кому-то из них, на что в самом деле можно рассчитывать, объясняю, что участие в конкурсе - это соревнование прежде всего с самим собой.
Это не значит, что я не переживаю, когда мои ученики не проходят отбор или не занимают хороших мест… Мне тоже обидно, но не из-за судей. А из-за того, что они такие талантливые, а готовились недостаточно хорошо. Опыт доказал, что те, кто работают много - и со мной, и самостоятельно, как правило, в тройке призеров, а то и на первом месте.
Татьяна, есть ли среди танцовщиц в сфере БД знаковые для вас имена? Если «да», то чем они вас приворожили? Или же вы из тех, кто «не создает себе кумира»?
Знаковых имен много и не только для меня. Но я не могу назвать какое-то конкретное, тем более в роли кумира. Так можно и на подражательство съехать.
Я очень люблю старые египетские музыкальные фильмы, в которых собраны все те образы, на которые мы сейчас опираемся, изучая ТЖ. Недавно две недели была в Египте и в самом деле, как завороженная, ночами смотрела. Ведь есть целые специальные ТВ каналы, где показывают фильмы 40-80-х годов – “RotAna zamEn”, “Melody aflEm” и т.п. – фильмы с участием Абд-эль Халим Хафеза, Фарида эль Атраша, Ахмеда Адауии, Кэтти, Самьи Гамаль… Фантастика! А целый канал «Tarab»? Представляете, круглосуточно поют величайшие!.. Здорово!..
Это, конечно, не значит, что я окончательно повернута на старом. Современные исполнители меня тоже восхищают. Нравятся те танцовщицы, которых хочется смотреть и пересматривать. Например, если случайно, перематывая видео, я останавливаюсь на выступлении Лейлы из Каира, то обязательно досматриваю ее танец до конца. И так же Халеда Махмуда, и Ясмин аль Асуан, и нашей Самиры-Груничевой, и халиджи Белопольской и многих других, из-за кого я забываю о времени и незаметно начинаю улыбаться, а на ум приходит только одна мысль: «Эх, хорошо-то как!!!» Это я не только о танце, а о жизни вообще.
Наверняка в вашей танцевальной биографии было много ярких событий. Можете рассказать о самом незабываемом?
Вы понимаете, если работа так или иначе связана с артистической деятельностью, то в жизни происходит много ярких событий. Я не могу выделить самое-самое фантастическое. Как правило, в памяти живо последнее, и таким на данном этапе является последняя новогодне-рождественская поездка в Египет. Новый год в компании преподавателей Найл Групп - огромный букет, торт и негасимые почему-то свечи с «happy birthday to you» от танцовщицы Лейлы и ее мужа певца и музыканта СафА-а в день моего рождения 1 января. Посещение их шоу на шикарной свадьбе в отеле «Гранд-ХаЯт». Потрясающий вид на море из окна мамы Фаузии в Александрии, там же участие в рождественской службе в церкви св. Георгия в районе МохАрам-бей, рыбаки, латающие сети прямо на улицах БАхари, приятный человек по имени ХАлед, который устроил мне интереснейшую прогулку по Каиру с показом его архитектурных вкусностей. В последний день – реальный зар в дебрях подкаирья и много другое… Я еще переживаю эти впечатления, но в кармане уже билет в Москву, а там – Нур, Айда Нур, Любна Имам, московские подружные коллеги, мой МК… И будут, надеюсь, новые впечатления…
Из беседы с вами, понятно, что восточный танец для вас больше, чем профессия. Это часть вашей жизни. Как насчет хобби? Что-то еще вас увлекает столь страстно, как танец?
Столь страстно? Нет, ничего. Вы знаете, мои друзья могут подтвердить - я всегда говорю, что возможно что-то в моей жизни не сложилось, но от Бога у меня есть два счастья: это то, что мне по жизни встречалось и встречается большое количество замечательных людей, и то, что моя работа и хобби совпадают.
Если что-то не получилось так, как хотелось, что говорит себе Татьяна Эшта? Что или может кто, помогает вам переключиться и не тратить силы на разочарование и трудности?
Все что ни делается – все к лучшему. Как правило, так оно и есть.
А помогает… В разных случая по-разному: иногда молитва, иногда приятная беседа с приятными людьми в приятном месте, а иногда ничего особенного не нужно. Когда работаю, т.е. преподаю, танцую, тогда точно переключаюсь от всего.
Секрет успешности от Татьяны Эшты. Раскроете его нашим читателям?
А что же я тут столько времени делала? Все уже раскрыла. Могу сказать – см. выше. И делайте выводы!
Источник: http://bellydance.com.ua/ |
|
Вернуться к началу |
|
|
Chokolatka Активно пишущий(ая)
Зарегистрирован: 24.01.2011 Сообщения: 337
|
Добавлено: Вт Мар 08, 2011 5:36 pm Заголовок сообщения: |
|
|
С 8 МАРТА !!!
|
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|