Список форумов BellyDanceStars.ru BellyDanceStars.ru
Форум ценителей Восточного танца
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

День рождения Пророка: маулид ан-наби

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BellyDanceStars.ru -> Праздники и фестивали Востока
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Shani
Часто бывающий(ая)


Зарегистрирован: 16.05.2008
Сообщения: 59
Откуда: Moscow

СообщениеДобавлено: Пн Июн 30, 2008 8:57 pm    Заголовок сообщения: День рождения Пророка: маулид ан-наби Ответить с цитатой

День рождения Пророка: маулид ан-наби

Праздник рождения пророка Мухаммада называется "маулид ан-наби" и отмечается 12-го раби уль-авваля. Поскольку точная дата рождения Пророка неизвестна, то маулид ан-наби приурочен ко дню его смерти. Впервые этот праздник стал официально отмечаться в конце 12 века, когда в фатимидском Египте появились связанные с ним обычаи.

Первые сведения о праздновании дня рождения Пророка можно найти в трудах богослова и историка Ибн Джубийа. Тогда в Мекке большое количество правоверных посетило дом, где родился Мухаммад, находящийся в районе Сюк ал-Лайл. Ал-Хайрузан, мать известного по сказкам "Тысячи и одной ночи" халифа Гарун ар-Рашида, превратила это скромное жилище в место почитания. Мусульмане совершали паломничество к могиле Пророка в Медине и посещали в Мекке дом, где он родился. Дом перестроили и украсили, а рядом возвели мечеть. Со временем церемонии, связанные с днем рождения Мухаммада детально разработали, и сейчас их соблюдают многие мусульмане.

В Каире при правлении династии Фатимидов, ведших свою родословную от дочери Пророка Фатимы, маулид был праздником, отмечаемым при дворе правителей. Во время него происходило шествие к дворцу халифа и читались три проповеди тремя хатибами Каира. Некоторые фатимидские халифы сами выступали с проповедями, читая их из-за занавеса. Однако в Египте этот праздник отмечался лишь в узком кругу приближенных халифа.

Мусульманские авторы единодушно считают, что первый маулид ан-наби был отмечен Музаффар ад-Дином Кекбюри, зятем Салах ад-Дина, в городе Арбеле в Верхней Месопотамии в 1207 г. На устроенное им торжество устремилось множество богословов, суфиев, проповедников, чтецов Корана и поэтов из Багдада, Мосула, Джезиры, Синджара, Нисибина, а также из Персии. Все они оставались в Арбеле с мухаррама до начала раби уль-авваля. Эмир велел выстроить на главной улице около 20 деревянных балаганов в 4 - 5 этажей, которые были роскошно украшены и сверху донизу заняты певцами, актерами теневого театра и музыкантами. Как пишет Адам Мец в своем известном труде "Мусульманский Ренессанс", в эти дни народ ничем не занимался и лишь ходил вдоль балаганов, любуясь представлениями. А в самую ночь маулида эмир проехал по этой улице, и перед ним колыхалось множество горящих свечей, укрепленных на спинах мулов. Завершился праздник парадом и торжественным угощением.

В Каире, начиная с 13 века, маулид стал отмечаться гораздо более широко. Вскоре празднование этого дня распространилось среди других мусульманских народов. В 1588 г. оттоманский султан Мурад III ввел этот праздник при своем дворе. Позднее маулид стал официальным праздником в Оттоманской империи.

Историческое становление этого праздника было связано с противодействием со стороны некоторых ортодоксальных богословов, приверженцев чистоты ислама. Праздник был объявлен "нововведением" - бид'а. Критики праздника заявляли, что он противоречит духу и букве ислама, а ритуалы, совершаемые во время него, наделены чертами, свойственными христианским праздникам, в частности, Рождеству. Но, несмотря на это, маулид ан-наби был провозглашен общим решением авторитетных лиц - ал-иджма, "одобряемым нововведением" - бид'а хасана.

В настоящее время маулид отмечается во всем мусульманском мире. В его ходе обязательным элементом является декламация стихов, прославляющих Пророка, и рассказы о его жизни.

Жизнеописание Пророка стало в ранней мусульманской литературе и историографии особым жанром. Этот жанр получил название "сира", что значит "дорога", "путь", "образ жизни". Основу его составили хадисы.

Мухаммад родился в 570 (или 571) г. и умер в 632 г. В его юности Аравия была разрозненной и в политическом, и в религиозном отношении. Внутри полуострова жили кочевники - бедуины. По периметру полуострова находились небольшие государства, подчиненные Персии или Византии. Северо-западная часть Аравии, Хиджаз, где родился Мухаммад, располагается вдоль Красного моря. Хиджазу удалось сохранить свою независимость и от Персии, и от Византии. Население Хиджаза было частично кочевым и частично оседлым, жившим в городах Мекка и Медина, которая в то время называлась, Ясрибом.

Меккой, городом, где родился Пророк, владело купеческое племя курейшитов, которое вело караванную торговлю с южной Сирией и Палестиной. К роду Хашим этого племени принадлежали предки Мухаммада.

По управлению Мекка была купеческой республикой. Первенство принадлежало богатому роду Омейядов, а род прадеда Пророка Хашим, тоже курейшитский, хотя был также могущественным, но во многом играл второстепенную роль.

Предание говорит, что Абд аль-Мутталиб, дед Мухаммада, был хранителем ключей от древней святыни арабов - Каабы и восстановил колодец Замзам. Примерно в 569 г. он женил своего младшего сына Абдаллаха на девушке из небогатой, но благородной курейшитской семьи Амине.

В классическом "Жизнеописании господина нашего Мухаммада, посланника Аллаха", созданном Ибн Исхаком и затем переработанном Ибн Хишамом, приводится следующий рассказ о рождении Пророка:

"Утверждают - согласно рассказам людей, но Аллах лучше знает, - что Амина, дочь Вахба и мать посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует! - рассказывала, что, когда она носила посланника Аллаха, ей было явление и было сказано: "Ты понесла господина этой общины. Когда он явится на свет, скажи: "Поручаю его покровительству Единого от зла всех завистников", потом назови его Мухаммадом". Когда она понесла его, она увидела, как из нее вышел сноп света, в котором ей стали видны дворцы Басры на сирийской земле. Прошло немного времени и Абдаллах ибн ал-Мутталиб, отец посланника Аллаха, скончался, а мать посланника Аллаха еще была тяжела им. Сказал Ибн Исхак: посланник Аллаха родился в понедельник по миновании двенадцати ночей с начала месяца раби уль-авваля, первого в год Слона."

Год Слона приходится примерно на 570 г. Он получил такое название в память о неудачном походе правителя Йемена Абрахи на Мекку. В его войске был боевой эфиопский слон, по которому стали именовать и сам поход, и год его окончания. Силы йеменцев были очень велики, и курейшиты с семьями бежали из Мекки. Однако свершилось чудо: врагов поразила страшная болезнь и они отошли от Мекки. Об этом походе говорится в суре Корана "Слон" (105):

"Разве ты не видел, как поступил Господь твой с владельцами слона. Разве Он не обратил их козни в заблуждение, И послал Он на них птиц стаями. Бросали они в них камни из обожженной глины. И сделал Он их точно нива со съеденными зернами".

По мнению арабских историков, Мухаммад родился 29 августа 570 г. в доме своей матери. В повествовании Ибн Хишама говорится: "Когда мать родила его, она послала сказать его деду Абд ал-Мутталибу: "У тебя родился мальчик, приходи посмотреть на него". Тот пришел и посмотрел на него, а она рассказала ему о том, что видела, когда понесла его, что ей было сказано о нем и как было велено назвать. Говорят, что Абд ал-Мутталиб взял его, пришел с ним в ал-Каабу и встал, призывая Аллаха и благодаря за то, что он даровал ему. Потом он ушел с ним к матери, отдал его ей и стал искать для посланника Аллаха молочных братьев... Кормилицей ему взяли женщину, по имени Халима бинт Аби Зуайб".

В Аравии того времени существовал обычай отдавать младенцев кормилицам в семьи кочевников. Халима с мужем и новорожденным сыном ушла, как и другие семьи ее племени бану Саад, из своей земли в засушливый голодный год. Их караван направлялся в Мекку. Халима надеялась взять там ребенка для вскармливания, так как это был распространенный тогда способ заработать на пропитание своей семьи. Халима была истощена и слаба, ее сын плакал от голода, а верблюды и ослицы падали от усталости.

Ибн Хишам так приводит ее рассказ: "Я ехала на своей ослице и задерживала караван из-за ее слабости и истощения, что тяготило всех, пока мы не добрались до Мекки, где хотели взять младенцев, чтобы выкармливать их. Не было ни одной женщины среди нас, которой бы не предлагали посланника Аллаха, но каждая отказывалась, когда ей говорили, что он сирота. Это потому, что мы все рассчитывали на щедрость отца ребенка и говорили: "Что может сделать мать или дед сироты", вот и не хотели его... Когда же мы решили возвращаться, я сказала мужу: "Клянусь Аллахом, я пойду к этому сироте и возьму его". Он ответил: "Я не против этого. Может быть, Аллах в нем пошлет нам свое благословение". Когда Халима взяла ребенка, их бедствия кончились. Их стада стали тучными и в семье всегда был достаток".

Когда мальчику исполнилось шесть лет, Амина умерла на обратном пути в Мекку из оазиса Ясриб, куда она отправилась в гости к родственникам. Мухаммад остался круглым сиротой и был взят на попечение дедом, Абд ал-Мутталибом, который очень тёпло относился к внуку. Когда Мухаммаду было восемь лет, дед умер, и заботу о ребенке взял на себя его дядя по отцу, который бл новым главой рода Хашим - Абу Талиб.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов BellyDanceStars.ru -> Праздники и фестивали Востока Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов